Код цивилизации

История Ямала глазами археолога и этнографа
Археология
Этнография
Современные данные позволяют утверждать, что территория Западной Сибири начала осваиваться человеком в ледниковый период. 45−20 тысяч лет тому назад предкам людей удалось освоить обширный ареал, включающий районы от Прикамья и Припечорья на западе до предгорий Алтая на востоке. На территории нашего округа в настоящее время не обнаружено пребывание человека в столь раннюю эпоху, однако многочисленные местонахождения фауны этого времени, являвшейся пищевой базой человека, позволяют расценивать территорию как перспективную для дальнейшего поиска.
Резкое изменение климата в период перехода к эпохе голоцена спровоцировало продвижение человека в более отдаленные северные районы. Расположение мезолитической стоянки Юрибей-1 в центральной части полуострова Ямал говорит о начале процесса заселения края не позже 7000 лет тому назад.
Мезолит
Местонахождение плейстоценовой фауны (каменный век)
Последующее развитие культуры наблюдается в значительном количественном росте памятников археологии в регионе. Так, замечательные материалы, разносторонне раскрывающие материальную культуру населения территории округа, получены в ходе исследования поселка Горный Самотнел — 1.
Керамика. Горный Самотнел — 1
Сосуд в виде ладьи (бронзовый век)
Период раннего железного века (VI-V века до н. э. — первые века н. э.) ознаменован началом перехода к новому типу экономики — появлению оленеводческого хозяйства, вероятно, изначально в виде транспортного оленеводства. Ключевой для нашего региона памятник эпохи — святилище Усть-Полуй (I век до н. э. — I век н. э.) — дал многочисленные подтверждения факта развития этой отрасли. Материалы святилища также богато представлены примерами высокого искусства, выраженного в металлопластике, поделках из рога и дерева, художественной бересте. Усть-Полуй, кроме того, самый ранний из известных в настоящее время центров производства железа в арктической зоне.
Антропоморфная скульптура. Рог (святилище Усть-Полуй)
Ложка. Рог (святилище Усть-Полуй)
На рубеже эр население Нижнего Приобья вышло на международную арену, в этот период завязывались торговые связи, свидетельствующие не только об обмене материальными благами, но и достижениями культуры.
Чаша со сценой полета Александра. Серебро. XII-XIII вв.
Антропоморфная скульптура. Бронза. Эпоха средневековья
В эпоху Средневековья аборигенная культура, сложенная на основе кулайской культурно-исторической общности, продолжила свое развитие. Именно этот период — время наивысшего подъема торговых связей, расцвета металлургического производства, постепенного складывания политических объединений и появления первых письменных свидетельств о народах нашего округа. Незадолго до включения Западной Сибири в орбиту Московского государства русские источники начали фиксировать в Нижнем Приобье первые «княжества», управляемые представителями местной элиты. Центрами этих политий, как считается, являлись городки, представляющие собой большой интерес для современной науки. Исследования некоторых из них (Войкарского, Надымского и Полуйского) позволили собрать замечательные коллекции и существенно расширить наше знание о прошлом. В начале XVII века вслед за продвижением первых русских военных и промышленных отрядов в Сибирь на территории нашего округа появилась знаменитая Мангазея — центр пушного промысла, на долгое время ставший синонимом богатства и процветания региона.
Городище Мангазея. Жилище
Городище Усть-Войкар. Жилище
Ямало-Ненецкий автономный округ — это территория, где до сегодняшнего дня сохраняются традиционные культуры коренных малочисленных народов Севера — ненцев, ханты, селькупов.
Самыми многочисленными в округе являются ненцы — народ кочевой оленеводческой культуры, которая сформировалась к XVIII веку. Эта культура неприхотлива и чутка к окружающему миру, консервативна в силу устоявшихся традиций и в то же время открыта к инновациям, например современной технике. Зиму оленеводы проводят в лесотундре или лесах, за год оленевод проходит от 500 до 1000 км, на преодоление такого расстояния требуется от 15 до 25 кочевок. Даже в эпоху промышленного освоения северных территорий важнейшее место принадлежит оленю, потому что олень — это хлеб и кров, это жизнь коренного народа.
Сумка для рукоделия
ЯНМ-11 386
Аркан с коклюшками для плетения
ЯНМ-8712
Пояс мужской
ЯНМ-11 972
В этнографической литературе ханты принято разделять на северных, южных и восточных. К северной группе народа обычно относят хантыйское население, проживающее по Оби (с притоками). В хозяйстве северных ханты всегда сочетались рыболовство, охота и оленеводство. Однако большее значение уделялось и уделяется именно рыболовству. На период интенсивного летнего лова на Обь выезжает значительная часть хантыйского населения с верховий рек: на рыболовных песках сосредотачивается от 5 до 20 хозяйств. Рыба не только основной продукт питания: раньше из ее кожи шили различные изделия, в том числе мешки для хранения вещей, из рыбьего пузыря изготавливали клей.
Бирки счетные
ЯНМ-744
Лодка
ЯНМ-18 668
Нагрудник хантыйский
ЯНМ-14 328
Селькупы — один из самых малочисленных народов Сибири. Их основными традиционными занятиями были охота, рыболовство и собирательство — все зависело от места проживания. Особое значение имела охота, считавшаяся настоящим мужским делом. Развитие в XII—XVI вв.еках западносибирской торговли привело к переориентации селькупского хозяйства на пушной промысел. Главным орудием пушного промысла селькупов был лук со стрелами. «Пушной бум», продолжавшийся до конца XVIII века, привел к истощению пушных богатств Западной Сибири. С сокращением популяции соболя основным объектом охоты селькупов стала белка; определенное значение имела добыча лисицы, выдры, горностая, росомахи; в тазовской тундре — песца. Тазовские селькупы охотились на дикого оленя, медведя, водоплавающую птицу и боровую дичь. Водораздел Надыма, Пура и Таза являлся местом скопления таежного оленя. Для более организованной охоты за каждой семьей и родом закреплялась своя охотничья тропа, существовало разделение на родовые территории, включавшие не только промысловые охотничьи участки, но и водоемы: реки и озера — всё это являлось собственностью рода.
Украшение накосное
ЯНМ-1083
Столярный инструмент. Рубанок
ЯНМ-13 916
Игольница
ЯНМ-13 804
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.